О религиозной поэзии, Богоборчестве, мудрости, премудрости и святой простоте :-)
Редакцией "Поэтичной странички" от одного из посетителей был получен на рецензию сборник стихотворений. А так как Редакции у сей странички отнюдь или пока нет, а есть лишь её создатель (об оном - здесь), то сей «редактор» с радостью и прочёл весь сборник произведений, среди которых большая часть - на родные «редактору» библейские темы. По практически безукоризненной форме стихотворений ясно, что у автора есть в должной мере и вкус и опыт, по содержательности – знание церковных текстов, что автор так блистательно применяет. Хорошим (поддержанным неукоризненною нравственностью и тонкой интуицией целомудрия русского народа) вкусом всегда отличалась наша русская поэзия, черпавшая вдохновение в библейских и литургических текстах.
Что же относительно оценки произведениям по оных истинному существу, как самооткровения духа человеческого или Духа Божия или иного духа, то есть кое-что, что и нам и автору, возможно, очень бы хотелось узнать о себе. Оценить себя можно не ранее, как преодолев (сиречь – став превыше) себя, ибо меньшее, по определению, оценивается и благословляется от большего, а вовсе не наоборот. Нам не к лицу вызывать нарекания на вежливые, многозначительные, но малозначимые ответы или отзывы, выдержанные (определительнее – убитые) духом ложной скромности – упаси Бог всякого от закваски фарисейской. Посему, не упоминая отнюдь имени автора, чьи произведения возбудили нашу мысль, мы зададимся несколькими ненудными вопросами для испытания себя.
1. От себя ли единого певец слагает строчки, или, будучи вполне другом вдохновения, в той миг сподобляется учуять, что Некто благословляет несытое перо? Аще певец творит один, и не знает в себе некоего сокровенного утверждения от Божества, иже (утверждение) не уживается в сердце с одиночеством, что роковым способом услаждает некоторым пиитам предназначенное к славе сверхчувствительное сердце, то можно с многим вероятием заключить, что, скорее прочего, Вышнего благословения и нет (так просто!)?
2. Наконец, братия, творения на бумаге...! Каков чувствительный тон оных – не гру’стны ли они? Если да, то какою грустию дышит пиитическое сердце? Не довольно ли погрустнела поэзия после Пушкинских времян? Люд ли стал благочестив и печаль по Богу, Небесная жажда снедает дух его? Или Бог некоторым образом освободил ослабевшие на правду сердца чад земных, и оные грустно и все вкупе, точно уговорившись, записали вдруг меж строчек о далёком Божестве и, даже нередко, о почитаемых в народе благочестивыми чувствах, имеющих некую странную особенность никогда почти не претворяться в подвиг, оставаясь удобоприятным занятием чувствительного сердца? Впрочем, некие и говорят, хотя им, яко Левшам, не внимают, что некое таинственное и похвальное удовлетворение благочестивых песней подчас обязано, кроме отсутствия поэзии и благовоспитанного вкуса в душе чтущего, его совсем земной, если не сказать прямо искусственной чувствительности. Посему спросим от себя отчёта в делании – что рождают наши творения в сердце чтущего? Перечислим на перстах вероятия: а) преблаговидные чувства – грусть, вздыхание о своей несчастной доле при положительно во всех поступках являемой любови к благам оной, отдохновение от забот и долгов земных без положительно малейшего умножения разумения об них, что свободит сердце, невременное созерцание того, что святые отцы и пустынники призывают созерцать на более высоких степенех умозрительного жития (сиречь – страдание Божества и т.д.)… или, что по странности веселия и общепринятости благочестивой печали на челах, выглядит несколько предосудительным и вопросительным - б) неосторожные движения – веселие сердца, упование свыше упования, желательность нелицемерного жития на земли яко на небеси, сиречь – с раздольным сердцем и некоей приличной юнцам и юницам отвагою, забвение законоуложений мира и потребность преступать оные при всяком спорном случае о правде… и т.п.
3. Присовокупим – а что есть пиитичное слово для певца? Какой плод зреет от онаго на древе сердца? Плод ли горчичного семечка свободы, яко истинный плод одухотворительных деяний всякого право верующего в Спасителево и наше непременное воскресение? Или неужели то правда, что изрекают несколько прикровенно гении пера на Поэтичной страничке, - будто поэтические екзерсисы некоторым образом и даже всерьёз разъемлют душу наподобие заострённого инструмента врачевания, отъемля всё, что тамо излишне, сиречь всё, приставшее к поэтическим крылам наподобие несколько предосудительных служителя муз привязанностей к дольнему краю, некоторых, в призванно благочестивом кругу почитаемых и чрезмерно определительных для неопределимых предметов остановок мысли, вполне желательных и похвальных в многих нечувствительных душах, но не до конца употребительных для певца? Освобождает ли автора от оного благонамеренное поэтизирование? Ежели сие суть, и от некоторых дольних предвзятых условий (условностей) певец силен свободить себе ум и сердце, то, истинно ли, как говорит Некто – «истина свободит вы» братия и сестры, или, некоторым удивительным образом, мы освобождаемся от оной? Любим ли мы сию свободу и Кого или что любит оная свобода наша?
4. Присовокупим и сие – а не имеем ли мы некоей предизбранной благой, или, что в сем случае суть то же – благовидной мысли, которая, оказывая довлетельное действие над сердцем, стесняло бы проникновение оного Духом Спасительным, Иже не избрал зачем-то умных мира сего, но беспрепятственно овевает простые души, чья полезная, этическая, ежели не изречь определительнее – судительная иль поучительная, всякая предизбранная мысль почивает (с ней же бездействует дух проповедания истины человеческой), внегда священнодействует сердце и глаголет Сама Истина? Ежели попроще вопросить – ради чего пишем мы братие и сестры? Испытаем ныне себе (!) братия! Впрочем сие не в укор кому буде сказано, ибо погрешаю.
5. И ещё один вопрос для поэтического испытания себя – а не страждем ли мы, братия, от скудности сердца, что не поспешает родить (яко многие ныне страшатся раждать) мысли, ниже бо может узреть сподручной темы, дарованной жизнию, и к множеству собственноручно измысленных тем некако постыдно равнодушно? Не мнится ли подчас нам, что уже вся мощна поднебеснымх мыслей и тем приоскудела в 21 столетии от Рождества Христова? Не повторяем ли мы вослед за некиим безответственно обобщительным умозаключением, что Пушкин изрёк всё? Не скучно ли страшно нам при благоразмышлении о своём дальнейшем творческом благобытии? Ежели хотя единый вопрос покушается серьёзно и мучительски нам докучать, милостью просим – захаживайте дорогие на Поэтичную страничку и внимательно чтите не отсебячие рассуждения «редакции» и гостей в разделах «Мысли о поэзии», «Мысли вслух», но поучения умудрённых и гениев в разделах «Дневник чтения», «Библиотека» и т.д.
Как уже, верно, автор присланного мне e-mail'ом сборника уразумел, - строчки этого полу-эссе не суть отзыв на его хорошие стихотворения, но призыв к раздолью сердца, живо текущего по пути от полноты к полноте! Человек в земном веке своём обречён на «богоборчество», как некогда один богоборец, не описанный в присланном сборнике, и (даже скорее) другой, страдалец, там описанный. Мысль человека дерзает слагать о всём и о Божестве мнение, определяющее и дерзающее ограничивать собою даже Неограничимого Бога, – се, природа! Ступать за пределы определения – суть превозмогать себя. Бороться с своим мнением о Божестве, о том, что Оному приятно и угодно, да при том непрестанно или повременно исходить за пределы определенной своим рассуждением себе судьбы – се путь и даже обычность жизни певца и всякого свободнорожденного. Это – Божественный риск, ибо некому подсказать где борьба за Божество преступает границу борьбы с Божеством. Но, братие! Кто не рискует, тот не пьёт вина Божественного веселия от праведной битвы за своё открытое Божией простоте сердце! Так ступим же братия и сестры на путь, текущий к мудрости, от мудрости к премудрости, и от премудрости – к святой простоте! В добрый путь! С Богом!
PS: Если кто-нибудь решит поделиться своими мыслыми о тех же предметах, что подняли сегодня от сна мысль «редактора» странички - милости просим писать в Редакцию:-)), которой нет, по E-mail.C уважением,
Сергей
16.01.2005