АНАТОМИЯ ТВОРЧЕСТВА – часть 4 (Михаил Арнаудов, "Психология литературного творчества") Поэзия и реальность, проданная душа, символичность видения мира и поиск вечной в нём истины.
1. Чем обязан поэт опыту, каким беспомощным чувствует он себя, когда отказывается от реальных впечатлений, и насколько естественна зависимость между пережитым и созданным, между правдой и вымыслом, мы уже знаем.
2. Гончаров: «… Лица не дают покоя, пристают, позицируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне часто казалось, прости Господи, что я это не выдумываю, а что это всё носится в воздухе около меня и мне надо только смотреть и вдумываться.»
3. Действительность и поэзия оказываются двумя противоположными стихиями: в то время как действительность – детище восприятия, поэзия – продукт воображения; она характеризуется каким-то сонным состоянием и ставит нас перед невозможностью принимать во внимание настоящее.
4. Тургенев: «Когда я писал сцену расставания отца с дочерью в «Накануне», я так растрогался, что плакал… Я не могу вам передать, какое это было для меня наслаждение»
5. Флобер: «Каждая книга для меня не что иное, как способ жить в какой-то новой среде. Вот чем объясняются мои колебания, мой страх и моя медлительность.»
6. Поль Эрвье: «Когда творю, я живу среди невзрачного общества моей драмы и это состояние отчуждает от настоящей жизни, мне нужно время и усилие, чтобы выйти из этого отвлечённого неопределимого состояния.»
7. Но, как бы глубоко ни было переживание … художник не теряет чувства собственного «я» и сохраняет хотя бы частицу сознания, что всё, что происходит у него и с ним, не имеет реального объективного повода. … Шаляпин: «Помню, как однажды, в «Жизни за царя» … я почувствовал, как по лицу моему потекли слёзы. Я испугался и сразу сообразил, что плачу я, растроганный Шаляпин, слишком … почувствовав горе Сусанина, т.е. слезами лишними и ненужными, - и я мгновенно сдержал себя, охладил. «Нет брат, - сказал контролёр, - не сентиментальничай. Бог с ним, с Сусаниным. Ты уж лучше пой и играй правильно.»
8. Мопассан: «… необходим выбор….Художник, выбрав себе тему, возьмёт из этой жизни, перегруженной случайностями и мелочами, только необходимые ему характерные детали и отбросит всё остальное, побочное.»
9. Гофман: «Пушкин никогда не фотографирует жизнь, никогда не пишет с определённой натуры. Поэтому-то жалки и бесплодны все попытки найти прототипы в творчестве Пушкина.»
10. Делакруа: «…великий художник сосредоточивает свой интерес при помощи устранения бесполезных и нелепых подробностей. Его могучая рука располагает и подбирает, добавляет и отбрасывает, исправляя нужные объекты как принадлежащие ему… в своих владениях он приглашает нас на праздник, им устроенный.»
11. Флобер: «Всё открытое верно… Поэзия так же точна, как и геометрия.»
12. Людвиг Тик: «Когда человек, проникший внутренним взором в неизведанные глубины своей души, увидит повсюду буйное весеннее цветение; когда он увидит, с одной стороны, бурное море с поющими сиренами, с другой – землетрясение и огонь, и переменчивый образ любви, что светит через хаос, и, воодушевлённый, решит опьянённым своим сердцем и скажет: «Я хочу быть поэтом!» - тогда он этим восклицанием вырывается из оков природы, не признаёт её уже не нужные ему законы… и строит себе своё царство, новый мир. Как он живёт в своём уединении, что с ним случается там, как он справляется с собой и духами, никто не должен спрашивать. Его не волнует людское счастье, он погибший человек, жилище его – преисподняя: добровольно он отдался подземным, загадочным силам; тайные силы служат ему, а он и по истечении срока принадлежит им всем своим существом, как в заколдованном мире сказок, он – Фауст, заклинатель; судьбу свою он вверил этим силам. Но весна, которую он вызывает среди зимы, чудесные образы, послушные его зову, видения, которые возникают из хаоса помимо законов природы, разбитых смелой насмешкой, и лилейными руками достают ангельские арфы, и сопровождают песнями своих небесных коралловых уст околдованные звуки струн, так что и немые скалы откликаются эхом: эта обновлённая и прояснённая природа, которую бедный человеческий род получает из рук пропащих несчастливцев … это спасение, воскресшее из Элизиума и Тартара, является причиной того, что люди находят смысл жизни. Оно объединяет и связывает государство, прошлое и будущее. Но трижды горько Фаусту… Духи, которые были его услужливыми друзьями, подстерегают его как заклятые враги, мир отталкивает его, небо не признаёт, бездна и хаос зияют, стремясь поглотить его. Как изгнанная Юнона, он постоянно блуждает между землёй и небом и никогда не чувствует себя дома ни в одном из этих двух царств.»
13. Шиллер: «Поэт и художник должен обладать двумя способностями: возвышаться над действительностью и оставаться в пределах чувственного восприятия. Когда обе эти способности соединяются, возникает эстетическое искусство.»
14. Геббель: «Высокие натуры обладают преимуществом видеть мир со всеми его подробностями, всегда символично.»
15. Карлейль: «Время волшебства прошло, однако таинственные отношения, которые оно символизирует, остаются. Душа человека всё ещё борется с тёмными силами…бьётся как пойманная птица в железной клетке необходимости; увлекается приманками обманчивой внешности и в ослеплении ищет счастья и блаженства там, где их нет. Поэтому «Фауст» - истина и наших дней; это история поисков вечной истины, и она остаётся такой вечно.»