ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА – Михаил Арнаудов - (часть 3)
1. Вагнер делит творческий акт на на две половины: одну, которую он называет «силой воспринимания», и вторую, которую можно назвать «силой высказывания» … Вагнер подчёркивает как основную черту художника его равнодушие ко времени и людям и его зависимость от «необходимости сбросить внутреннее бремя»
2. Бернс: «Мои страсти, однажды воспламенённые, бушевали как черти, пока не находили излияние в рифмах; и стихи успокаивали меня, как магия, приводя к состоянию полного покоя.»
3. Байрон: «Абидосская невеста» была написана в четыре ночи, чтобы отогнать грёзы. Если бы это не было так, я бы никогда её не написал; и если бы ничего не делал в это время, я бы сошёл с ума, разрывая своё сердце.»
4. Гейне: «Историю жизни поэтов следует искать в их произведениях, и только в них можно найти их сокровеннейшие признания.»
5. Андре Жид однажды задаёт себе вопрос: «Почему я написал эту книгу?» Ответ его таков: «Потому, что верил, что надо было её написать.» Чувствовал, что не смог бы умереть спокойно, если бы сохранил всё это в своём сердце.»
6. Франсуа Мориак: «Жид говорит, что, если бы ему помешали создавать свои книги, он бы покончил жизнь самоубийством.»
7. Сен-Бев: «Поэзия является болезненным продуктом, как жемчуг в подводных раковинах.»
8. Гофмансталь: «Поэт вездесущ, он превращается в зрение и слух и находит нужные краски в окружающем его мире … Он страдает и вместе с тем наслаждается. Это страдание с наслаждением является страданием всей его жизни. Для него люди и вещи, мысли и сны едины; он знает только явления, которые выступают перед ним и с которыми он страдает и, страдая, наслаждается.»
9. Скальд Ятгейр: «Искусству скальда не учатся. Я получил дар к страданию и стал певцом.»
10. Пушкин: «Слова поэта суть уже его дела.»
11. Поэт предпочитает - в силу художественного сознания, раскрывающего ему то смутно, то совсем ясно его место и его ценность в обществе - как раз этот более трудный и более ценный способ освобождения, нежели грубое и доступное для всех действие… Практическая деятельность даёт выход собранной духовной энергии, и не остаётся места для свободного творчества как изъявления глубоких переживаний… Отсюда - безучастие, которое проявляют иногда (но не всегда) некоторые крупные художники к политике и тревогам исторического момента… То же самое замечено … и за Пушкиным, который благодаря этому избегает мучительного раздвоения, наблюдавшегося у более слабых натур, каким, например, был Некрасов.
12. Существенная сторона творческой деятельности: необходима хронологическая отдалённость реального повода от поэтического воссоздания. Белинский говорит: «Изображая страсть, поэт не должен быть в страсти: страсть должна быть предметом его поэтического созерцания в минуту творчества, но не им самим. Истинное вдохновение всегда спокойно - созерцательно, оно вполне обладает своим предметом, но не даёт ему овладеть собой, хотя и видит и чувствует его… Настоящее никогда не наше, ибо оно поглощает нас собою, и самая радость в настоящем тяжела для нас, как горе, ибо не мы ею, но она нами преобладает. Чтобы насладиться ею, мы должны отойти от неё на известное расстояние, как от картины, по требованиям освещения - должны взглянуть на неё, свободные от неё, как на нечто вне нас находящееся…»
13. Лефевр: «Гений не любит беспорядок, никакой беспорядок… Недовольство души и страдания являются самыми большими его врагами. В страдании, как говорит народный язык, душа разбивается… утрачивает своё единство… Кто утрачивает единство, не может внести единство и порядок в хаос своих видений и затем во внешнюю форму, в которую следует его облечь… Единство - это блеск силы.»
14. Братья Гонкур: «Концепция рождается только в покое и как бы во сне духовной активности. Эмоции неблагоприятны для рождения книг… Люди, слишком поддающиеся страстям… не создадут произведений и растратят свою жизнь в переживаниях… Велика нравственная мощь писателя, которая поднимает его творческую мысль над текущей жизнью и делает его способным работать свободно и оторванно от всего. Ему необходимо поставить себя над досадами, над неприятностями и нерасположениями, чтобы достичь свежести духа, при которой возникает замысел, творчество.»
15. Гоголь: «Обращаться с словом нужно честно: оно есть высший подарок Бога человеку. Беда произносить его писателю в те поры, когда он находится под влиянием страстных увлечений, досады или гнева, или какого-нибудь личного нерасположения…, словом - в те поры, когда не пришла ещё в стройность его собственная душа: из неё выйдет такое слово, которое всем опротивеет.»
16. Бюффон: «Гений - это долготерпение.»
17. Гоголь, у которого говорит как хороший художественный вкус, так и нравственно-религиозное чувство, повторяет ту мысль, что все великие воспитатели налагали долгое молчание на тех, кто владеет даром слова, и как раз в то время, «когда больше всего хотелось им пощеголять словом и рвалась душа сказать даже много полезного людям.»
18. Иисус Сирахов (Библия): «Наложи дверь и замки на уста твои, растопи золото и серебро, какое имеешь, дабы сделать из них весы, которые взвешивали бы твоё слово, и выковать надёжную узду, которая бы держала твои уста.»
19. Шиллер: «Если поэт сам - лишь страждущая частица, то чувство его неизбежно должно с высот идеальной всеобщности опуститься до несовершенной индивидуальности. Он может творить на основе мягких и отдалённых воспоминаний. Для него тем лучше, чем больше он сам испытал то, что он воспевает, - но никогда он не должен творить под непосредственным господством того аффекта, который он должен представить нам в прекрасно воплощении… Идеально прекрасное достигается исключительно свободой духа, самодеятельностью, устраняющей преобладание страсти.»
20. Чехов: «Садиться писать нужно тогда, когда чувствуешь себя холодным как лёд».
21. Кирилл Христов: «Пока пережитое очень свежо, особенно если оно очень интимного характера, я обычно не могу для него найти художественного выражения. Мне необходимо, чтобы прошло время, и боль … - утихла, и потом я искусственно вызываю её в терпимом виде… Способность вызывать давно пережитое во всей его реальности, как кажется мне, для меня почти проклятие.»
(будет продолжение)