ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА – Михаил Арнаудов (цитаты,
выписки)
Это – начало публикации избранных цитат и отрывков из фундаментального труда
болгарского академика о творчестве. Будет очень длинное продолжение чудесно
собранных им слов гениев и не только:-).
1. Гёте на вопрос когда и где появляется национальный классический писатель,
он … отвечает: «Когда в образе мысли своих соотечественников он не видит
недостатка в величии, равно как и в чувствах недостатка в глубине, а в их
поступках – в силе воли и последовательности; когда он сам проникнутый
нацональным духом, чувствует в себе благодаря врождённому гению способность
сочувствовать прошедшему и настоящему; когда он застаёт свой народ на высоком
уровне культуры и его собственное просвещение ему даётся легко; когда он имеет
перед собой много собранного материала, совершенных и несоверщенных попыток
своих предшественников, и когда внешние и внутренние обстоятельства сочетаются
так, что ему не приходится дорого платить за своё учение и уже в лучшие годы
своей жизни он может обозреть и построить большое произведение, подчинить его
единому замыслу.»
2. Настоящий поэт, «одарённый небом, хранящий в груди своей непрестанно
самоумножающееся сокровище», переживающий в себе «всю скорбь и все радости
судеб человеческих», шествующий с чувствительной и легко возбудимой душой», «словно
движущееся Солнце … от ночи ко дню», и бодрствуя, переживающий «сон жизни», в
то время, как другие грезят наяву, такой поэт, избавленный от заблуждений
выводить, как многие любители, из своих желаний ошибочные заключения о своих
силах и способный создавать самое лучшее в своём искуссстве, по мнению Гете, «одновременно
учитель, провидец, друг богов и людей…»
3. «Великими душами являются не те, которые имеют меньше страстей и больше
добродетелей, чем остальные люди, а только те, которые имеют более великие
планы» (Ларошфуко)
4. Гоголь: «Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не
смущенья и расстройства»
5. Всякое значительное художественное творчество предполагает не только
свободную игру воображения, но и максимум духовных сил, чтобы зафиксировать
возникающее произведение согласно всем интуитивно схваченным законам искусства.
Как бы мог художник стать толкователем мыслей и желаний своих современников,
если он не поднялся над всеми внутренними ограничениями и над всем хаотическим
в самом себе?
6. Твёрдость духа и нормальная логика являются непоколебимым началом
творческих движений.
7. Пуанкаре: «Открыть – значит выбрать.» … этим подчёркнуто значение, которое
имеет порой бессознательное устранение всего лишнего в ассоциациях, когда умом
владеет один центральный образ, одна руководящая мысль.
8. Гете: «Я оставляю предметы спокойно действовать на меня, наблюдаю после
этого действие и стараюсь передать его верно и неподдельно. Здесь вся тайна
того, что любят называть гениальностью.»
9. Гельвеций: «Гений является ничем иным, как продолженным вниманием.»
10. Бергсон: «Интуицией мы называем тот род интеллектуального вникания, в силу
которого мы переносимся в сущность предмета , чтобы найти единственное и
невыразимое в нём.»
11. О Данте: «Оригинальность его поэтического гения обязана в значительной
степени силе его зрительных впечатлений, как и их правде и их тонкости.»
12. Бальзак: «Я отличаюсь большой способностью наблюдать, посколько невольно
прошёл через все возможные профессии. Позже, когда я достиг более высоких
слоёв общества, я страдал отовсюду, откуда может прийти страдание, а известно,
что только непризнанные и и бедные души умеют наблюдать, так как всё их ранит
и так как наблюдательность есть результат страдания.»
13. Гонкур: «Смотрите на мужчин, женщин, на салоны, улицы, изучайте постоянно
людей и вещи вдали от книг, вот чтение современного писателя…»
14. Гете: «Наивысшее, чего может достичь человек, - это осознать свои
собственные намерения и мысли, познать самого себя; это указывает ему путь и к
правильному познанию других душ.»
15. Гете: «Если завершене моего произведения будет по прежнему протекать под
теми же созвездиями, мне придётся в течение этого года влюбиться влюбиться в
принцессу, чтобы написать «Тассо», и продать душу дьяволу, чтобы закончить «Фауста»,
хотя я ни к тому, ни к другому не испытываю большой охоты. Потому, что до сих
пор было именно так.»
16. Байрон: «Я не могу ни о чём писать, не убедившись в этом предварительно
личным опытом, не имея действительного основания.»
17. Гоголь: «Вновь опускаю Вас на дно души до нового пробуждения, когда вы
исторгнетесь с большею силою.»
18. Гейбель: «Несколько месяцев чувствую себя сносно и пишу стихи, потому что
внезапно ожили и нахлынули на меня мои старые греческие воспоминания
двадцатилетней давности.»
19. Казанжиев: «Схематический характер представления облегчает работу
художника, тогда как полнота восприятий всегда затрудняет её. По этой причине
художник всегда схематизирует, и чем удачнее, тем лучше.»
20. Пюви де Шамани: «Наблюдение на самом месте, мне кажется, ослабило бы
впечатление и помешало бы мне найти после в своей памяти что-либо другое,
кроме как несовершенную, неясную и бездушную картину.»
21. Против возможного забвения виденного, слышанного, замеченного … у писателя
есть одно верное средство – это дневники …