07.01.2005 Део’ника, воздержание, «Я вас любил…»,
вдохновение versus жизнь...
1. Деоника [гр. долг, долженствование] –
наряду с лирикой, эпосом и драмой, четвёртый основной род художественной
литературы; то, чему дoлжно быть. Высшая умопостигаемая реальность, норма, к
которой необходимо стремиться, идеальный образ, преображённое естество.
2. При воздержании люди сохраняют ценную внутреннюю энергию и испытывают
духовный и интеллектуальный подъем
3. Для поэта радость жизни — причина веры, для святого — скорее плод. А
главная разница между ними — вот в этом чувстве чудесной зависимости: для
поэта оно подобно молнии, для святого — яркому дневному свету. Если человек
в особом, мистическом смысле находится по ту сторону вещей, он видит, как
выходят они из Божьего лона, словно дети из теплого дома, а не просто
встречает их, как все мы, на путях мира сего. (Честертон)
4. Когда мы говорим, что поэт воспевает всякую тварь, мы просто имеем в
виду, что он воспевает всё. Но мистик действительно воспевает тварь — то,
что сотворено; он воспевает сам переход от небытия к бытию. Проходя через
миг, где нет ничего, кроме Бога, мистик видит то безначальное начало,
когда действительно так и было. Он не только ценит всё – он ценит ничто,
из которого все создано. Он один способен вынести сокрушительную насмешку
книги Иова, ибо он был там, где Бог полагал основания земли, где ликовали
утренние звезды и сыны Божии восклицали от радости. (Честертон)
5. Даже "Я вас любил..." - и то, выясняется, сочинение какого-то француза,
с которым Пушкин не захотел разделить посмертную славу этого стихотворения,
хотя при жизни и разделил поэтическое состояние безответной любви. Если
вчитаться в этот поэтический перл, то ничего, кроме поэтического состояния
и грамматики в нем не найдешь, никакой силы самобытного творчества,
фантазии, воображения, глубины. Пушкин был мастер таких сочинений средней
руки, к которым каждый может приложить и свою руку - и расписаться как под
выражением своего состояния.
6. По мнению Паскаля, "лучшими книгами являются те, читая которые каждый
полагает, что мог бы написать их сам".
7. И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье".
Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не
вдохновенье, а одержание. Правильный не самозванный смысл всех старых
вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч.,
истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят
облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не
отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и
жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей
ответственности. (С.С.Аверинцев)
8. Как отмечает С. С. Аверинцев, «литературное слово евангельских текстов,
тоже очень простое и необработанное, есть по своей внутренней установке
обрядовое слово, словесное «действо», «таинство». Оно предполагает скорее
заучивание наизусть, ритмическое и распевное произнесение и замедленное
вникание в отдельные единицы текста, чем обычное для нас читательское
восприятие»".