04-01-05 С.Франк, Иван Ильин,
В.С.Непомнящий о Пушкине
С.Франк:
1. поэтический дух Пушкина всецело стоит под знаком религиозного начала
преображения и притом в типично русской его форме, сочетающей религиозное
просвещение с простотой, трезвостью, смиренным и любовным благоволением ко
всему живому, как творению и образу Божию.
2. Пушкин был истинно русской "широкой натурой" в том смысле, что в нем
уживались крайности; едва ли не до самого конца жизни он сочетал в себе
буйность, разгул, неистовство с умудренностью и просветленностью.
3. В нем был, кроме того, какой-то чисто русский задор цинизма, типично
русская форма целомудрия и духовной стыдливости, скрывающая чистейшие и
глубочайшие переживания под маской напускного озорства.
4. Пушкин - говорит его биограф Бартенев - не только не заботился о том,
чтобы устранить противоречие между низшим и высшим началами своей души, но
"напротив, прикидывался буяном, развратником, каким-то яростным
вольнодумцем".
5. основные тенденции, определяющие собственный духовный склад Пушкина -
доселе, кажется, недостаточно учитываемые его биографами. Мы насчитываем
три такие основные тенденции: склонность к трагическому жизнеощущению,
религиозное восприятие красоты и художественного творчества, и стремление
к тайной, скрытой от людей духовной умудренности.
6. Истинно русская стихия уныния, тоски и трагизма (свою связь в этом
жизнеощущении с национально-русской стихией Пушкин сам ясно сознавал: "от
ямщика до первого поэта, мы все поем уныло" - сказал он позднее) - это
необходимое преддверие к религиозному пробуждению души - была в юном
Пушкине сильнее поверхностной жизнерадостности французского
просветительства.
7. "и быстрый холод вдохновенья власы подъемлет на челе"
8. Наконец, столь же существенна и та глубокая, потаенная общая духовная
умудренность, которая поражала Жуковского в юноше-Пушкине, и о которой он
сам говорит еще в 1817 году, как об "уме высоком", который "можно скрыть
безумной шалости под легким покрывалом".
9. (из отзыва Пушкина о книге Сильвио Пеллики) (1836): "Есть книга, коей
каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли,
применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из
коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все
наизусть, которое не было бы уже пословицей народов, она не заключает уже
для нас ничего неизвестного; книга сия называется Евангелием - и такова ее
вечная прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием,
случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному
увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".
Так, я любил вас долго! Вас зову
В свидетели, с каким святым волненьем
Оставил я ... людское племя,
Дабы стеречь ваш огнь уединенный,
Беседуя с самим собою. Да,
Часы неизъяснимых наслаждений!
Они дают нам знать сердечну глубь,
Они меня любить, лелеять учат
Несмертные, таинственные чувства.
И нас они науке первой учат
Чтить самого себя.
10. Пушкин на основании внутреннего опыта приходит прежде всего к
своеобразному аскетизму: он хочет "жить, чтоб мыслить и страдать", он
требует от себя, чтобы его душа была "чиста, печальна и покойна". Но этот
аскетизм, по крайней мере на высшей своей ступени (у Пушкина можно
проследить целый ряд его ступеней и форм), не содержит в себе ничего
мрачного и ожесточенного: он означает, напротив, просветление души, победу
над мятежными страстями высших духовных сил благоговения, любви и
благоговения к людям и миру.
И.Ильин:
11. Мы с трепетным сердцем слышим, как Тютчев говорит ему в день смерти:
Ты был богов оргaн живой... и понимаем это так: "ты был живым oрганом
Господа, Творца всяческих"... Мы вместе с Гоголем утверждаем, что он "видел
всякий высокий предмет в его законном соприкосновении с верховным
источником лиризма - Богом"; что он "заботился только о том, чтобы сказать
людям: "смотрите, как прекрасно Божие творение..."; что он владел, как,
может быть, никто, - "теми густыми и крепкими струнами славянской природы,
от которых проходит тайный ужас и содрогание по всему составу человека",
ибо лиризм этих струн возносится именно к Богу; что он, как, может быть,
никто, обладал способностью исторгать "изо всего" ту огненную "искру,
которая присутствует во всяком творении Бога"...
12. И мы не только не придаем значения пересудам некоторых современников
его о нем, о его страстных проявлениях, о его кипении и порывах; но еще с
любовью собираем и бережно храним пылинки того праха, который вился
солнечным столбом за вихрем пушкинского гения. Нам все здесь мило, и
дорого, и символически поучительно. Ибо мы хорошо знаем, что всякое
движение на земле поднимает "пыль"; что ничто великое на земле невозможно
вне страсти; что свят и совершенен только один Господь; и что одна из
величайших радостей в жизни состоит в том, чтобы найти отпечаток гения в
земном прахе и чтобы увидеть, узнать в пламени человеческой страсти -
очищающий ее огонь божественного вдохновения.
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю...,
13. Ибо "мир" - не есть только человеческий мир других народов. Он есть -
и сверхчеловеческий мир божественных и адских обстояний, и еще не
человеческий мир природных тайн, и человеческий мир родного народа. Все
эти великие источники духовного опыта даются каждому народу исконно,
непосредственно и неограниченно; а другие народы даются лишь скудно,
условно, опосредствованно, издали. Познать их нелегко. Повторять их не
надо, невозможно, нелепо. Заимствовать у них можно только в крайности и с
великой осторожностью... И что за плачевная участь была бы у того народа,
главное призвание которого состояло бы не в самостоятельном созерцании и
самобытном творчестве, а в вечном перевоплощении в чужую национальность, в
целении чужой тоски, в примирении чужих противоречий, в созидании чужого
единения!? Какая судьба постигнет русский народ, если ему Европа и "арийское
племя" в самом деле будут столь же дороги, как и сама Россия, как и удел
своей родной земли!?...
14. Пушкину была дана русская страсть, чтобы он показал, сколь чиста,
победна и значительна она может быть и бывает, когда она предается
боговдохновенным путям. Пушкину был дан русский ум, чтобы он показал, к
какой безошибочной предметности, к какой сверкающей очевидности он бывает
способен, когда он несом сосредоточенным созерцанием, благородною волею и
всевнемлющей, всеотверстой, духовно свободной душой...
15. Но в то же время Пушкин должен был быть и сыном своего века, и сыном
своего поколения. Он должен был принять в себя все отрицательные черты,
струи и тяготения своей эпохи, все опасности и соблазны русского
интеллигентского миросозерцания, - не для того, чтобы утвердить и
оправдать их, а для того, чтобы одолеть их и показать русской
интеллигенции, как их можно и должно побеждать.
16. Свобода - вот воздух России, которым она дышит и о котором русский
человек всюду тоскует, если он лишен его. Я разумею не тягу к анархии, не
соблазн саморазнуздания, и не политическую свободу. Нет, это есть та
свобода, которая уже присуща русскому человеку, изначально данная ему
Богом, природою, славянством и верою, - свобода, которую надо не
завоевывать, а достойно и творчески нести, духовно наполнять, осуществлять,
освящать, оформлять... Я разумею свободу как способ быть и действовать;
как уклад души и инстинкта; как живой стиль чувства и его проявления, -
естественного, непосредственного, откровенного в личном и искреннего в
великом. Я разумею свободу как ритм дыхания, речи, песни и походки, как
размах души и полет духа; как живой способ подходить ко всему и вступать
со всеми вещами и людьми - в отношение и общение.
17. Русский человек чует ее в себе и в другом; а в ком он ее не чует, тем
он тяготится. А западные народы доселе не постигают ее в нас; и доселе,
когда замечают ее, дают ей неподходящие или даже пренебрежительные
названия; и осуждают ее и нас за нее, - пока не побывают у нас в здоровой
России <<21>>; а побывав, вкусив ее, насладившись ею, часто полюбляют на
всю жизнь эту русскую свободу, - и нас за нее...
18. Эта внутренняя, жизненно-душевная свобода выражается в чертах,
свойственных русскому характеру и русскому общественному укладу. Таковы
эти черты: душевного простора, созерцательности, творческой легкости,
страстной силы, склонности к дерзновению, опьянения мечтою, щедрости и
расточительности, и, наконец, это искусство прожигать быт смехом и
побеждать страдание юмором.
19. И вот, эта русская душевная свобода выражается, прежде всего, в особом
просторе души, в ее объемности и всеоткрытости. Это есть способность
вместить в себя все пространства земли и неба, все диапазоны звуков, все
горизонты предметов, все проблемы духа - объять мир от края и до края.
20. Опасность этой душевной открытости в том, что душа останется пустою,
незаселенною, беспредметною, или же начнет заселяться всем без разбора и
без качественного предпочтения. Начнется провал в дурную бездну пустыни, в
ложную и праздную проблематичность, или же в хаос всесмешения. Для того,
чтобы этого не случилось, нужна способность неутомимо "брать",
воспринимать, трудиться, учиться - способность духовно голодать и, духовно
напитываясь, никогда не насыщаться. И еще - способность отличать главное
от неглавного, предпочитать во всем главное, предметное, Божественное, и
Им заселять себя и свои просторы.
21. Эта всеоткрытость души делает ее восприимчивою и созерцательною, в
высшей степени склонною к тому, что Аристотель называл "удивлением", т. е.
познавательным дивованием на чудеса Божьего мира. Русская душа от природы
созерцательна и во внешнем опыте, и во внутреннем, и глазом души, и оком
духа. Отсюда ее склонность к странничеству, паломничеству и бродяжеству, к
живописному и духовному "взиранию".
22. Опасность этой созерцательной свободы состоит в пассивности, в
бесплодном наблюдении, в сонливой лени. Чтобы эта опасность не одолела,
созерцательность должна быть творческою, а лень - собиранием сил или
преддверием вдохновения...
23. Пушкин всю жизнь предавался внешнему и внутреннему созерцанию, и
воспевал "лень"; но чувствовал, что он имел право на эту "лень", ибо
вдохновение приходило к нему именно тогда, когда он позволял себе свободно
и непринужденно пастись в полях и лугах своего созерцания.
Прав был Аристотель, отстаивая право на досуг для тех, в ком живет
свободный дух! Прав был Пушкин, воспевая свободное созерцание и творческое
безделие! Он завещал каждому из нас - заслужить себе это право, осмыслить
национально-русскую созерцательность творчеством и вдохновением.
24. За несколько лет до смерти он пишет о себе: "Прозой пишу я гораздо
неправильнее (чем стихами), а говорю еще хуже..."<<28>>
25. Итак, вот его завещание русскому народу: гори, играй, импровизируй, но
всегда учись сосредоточенному труду и требуй от себя совершенной формы.
26. И вот, здесь мы касаемся одной из великих тайн Пушкина и его
пророческого духа. Именно: страсть, озаренная до глубины разумом, есть
новая страсть - сила духовной очевидности. Разум, насыщенный страстью из
глубины, есть новый разум - буря глубокомыслия. Страсть, облеченная в
художественный вкус, есть сила поэтического вдохновения. Страсть,
изливающаяся в совестное благородство, есть сразу: совесть, ответственная
свобода духа и беззаветное мужество души. Страсть, сочетающаяся с
религиозной чуткостью, есть дар прозрения и пророчества.
27. И голос этого пророческого зова, обращенного к России, не забудется,
пока русский народ будет существовать на земле: - Страсть есть сила, Богом
даруемая; не в ней грех, а в злоупотреблении ею. Ищи ее одухотворения,
русский человек, и ты создашь великое. И на твой безудерж есть совершенная
мера благородства, вкуса, разума и веры...
28. Вот почему эта свобода является свободой дерзновения. Пушкин, как
настоящий русский человек, жил в формах отваги и мужества: не только
политического, но и общественного; не только общественного, но и личного,
не только бытовою храбростью, но и духовным дерзанием.
29. Пушкин жил в некой изумительной уверенности, что грань смерти не
страшна и удобопереступаема; что телесная жизнь и телесная мука не
существенны; что земная жизнь не есть конец личного бытия и что общение с
умершими возможно в силу таинственных, от Бога установленных законов
мироздания.
30. Таково завещание его русскому народу, в искусстве и в историческом
развитии: добротою и щедростью стоит Россия; властною мерою спасается она
от всех своих соблазнов.
В.С. Непомнящий ("Из книги : В.Непомнящий. "Поэзия и судьба." .Советский
писатель, 1987):
31. Стихии человеческой природы - строительный материал, с которым имеет
дело дар; "угль, пылающий огнем" и переплавляющий материал в создание,-
это частица "небесного огня" (Байрон), и она тяготеет к своему источнику,
вверх. Но материал сопротивляется. Он провоцирует человека не творить себя,
а воспроизводить те первоначальные стихии, из которых он, человек, создан;
он подменяет тяготение вверх тяготением вниз, порывом "слиться со стихиями",
слепыми, безумными.
32. Поэтам часто свойственно вольно или невольно самопревозноситься,
отождествляя себя со своим даром, ставить себя в исключительное положение.
Пушкин мыслит иначе. Там, где слабость, он и увидел слабость - а не
исключительность и вседозволенность. Это называется голосом совести. Тут и
начинается святая русская литература.
33. Разобравшись со своими "пророческими" - поэтическими - делами в "Памятнике"
и предоставив их окончательное решение высшей инстанции, свою личную
судьбу он в эти стихи не впустил. Личный контекст в "Памятнике" полностью
отсутствует. Все, что сказано (в том числе и о "душе в заветной лире"),
относится к миссии, которую он призван был выполнить. Личная же судьба,
личные проблемы его души измеряются такими стихами, как "Напрасно я бегу к
Сионским высотам" и "Отцы пустынники...".
34. Цикл 36-го года выглядит лирическим конспектом всего его зрелого
творчества. Бросается в глаза аскеза формы, все время находящаяся в
конфликте с роскошью художнических возможностей. Впрочем, наверное, как
раз из подлинной силы и красоты она и родилась; отсюда краткость, простота
и ясность.
Да, в нем был дух аскета (потому и не любил он весну и брожение крови).
Дух аскета и гений художника. Это драма, которую в жизни ему разрешить
было не дано.
Чем дальше, тем больше эта коллизия выливается в драму знания и выражения.
Его влечет к священному безмолвию. Не хватает человеческих слов и средств,
и знание должно выражаться уже не словами, а жизнью, такими формами и
жанрами, которых в литературе нет.
35. Особенно в "Напрасно я бегу...". Вопль ужаса, закованный в какую-то
чуть ли не изуверски лаконичную и совершенную Форму, всего в четыре строки,-
и оттого еще более мучительный. Ему хочется закричать благим матом, завыть,
а получается фантастического совершенства фреска, в которой его личная
мука сублимируется в грандиозный общечеловеческий план и - от него словно
бы отчуждается, так что и не видно уже, как трудно ему самому. Не мочь
выразить себя кроме как через гармоническую форму - да это вроде проклятия
царя Мидаса, умиравшего от голода, потому что все под его руками
обращалось в золото. Может, поэтому завидовал он Мицкевичу, его
импровизациям, в которых не все было гладко, но бушевала стихия: "Какой
гений! какой священный огонь! Что я перед ним!"
36. О сказках Пушкина: Молодые писатели "не умеют изображать физические
движения страстей", говорил Пушкин. Подобное умение, в его глазах присуще
зрелости. "Физические движения страстей" - одна из основ художественной
правды в поэмах и прозе Пушкина: он не описывает психологические процессы
- он действует.
|