ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА – Михаил Арнаудов (цитаты, выписки) (часть 2)


1. … дневник вёл Толстой до самой смерти в 1910г., неуклонно преследуя задачу, сформулированную вначале так: «Теперь, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду судить о его ходе.»

2. Гёте: «Мы идём со своими способностями, это верно, но мы своим развитием обязаны тысячам воздействий огромного мира, из которого усваиваем то, что сообразно нашей природе»

3. Гёте: «Что мы можем назвать нашей собственностью, кроме энергии, силы, воли! Если бы я мог сказать, как и чем я обязан своим великим предшественникам и современникам, для меня осталось бы немногое… И самый великий гений не ушёл бы далеко, если бы он захотел исследовать всё сам… Что представляю я сам, что я сделал? Сам собирал и сам использовал то, что видел, наблюдал и слышал. Мои сочинения вскормлены неметным количеством людей, невеждами и философами, умными головами и глупцами.»

4. Гюго: «Каждый человек мыслит и чувствует, это книга, в которой пишет Сам Господь. И всякий раз когда одна из этих книг попадает мне в руки, я читаю её.»

5. Совет Достоевского молодому сотруднику журнала «Эпоха»: «Вам не только можно, но и должно смотреть на свои способности серьёзно. Вы – поэт. Это уже одно многого стоит, а если при этом талант и взгляд, то нельзя пренебрегать собою. Одно – учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное.»

6. Достоевский: «Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня ... вникаю во всё, отчётливо понимаю, и сам извлекаю умение создавать.»

7. Эстетик Фридрих Фишер: «Гений знает мир, не изучив его, он находит начала в самом себе и в своих переживаниях и обладает даром отгадывать по ним и то, что у других развивается из них.»

8. Поэт 17 в. Торквато Тассо верил, что некий дух направляет его: «Это дух правды и разума, который возносит меня к знаниям, превосходящим мой ум и всё же совсем ясным для меня. Он учит меня вещам. Которые не появлялись в моей мысли даже при самом глубоком созерцании, о которых я не слышал ни от одного человека, не читал ни в одной книге.»

9. Рихард Вагнер: «поэтическое созерцание схватывает, помимо всякого опыта, благодаря своей собственной духовной силе то, что придаёт значение и смысл всякому опыту.»

10. Луи Ламбер: «Те, кто больше всего узнал пороки и добродетели человеческой природы, изучили их в самих себе. Отправной точкой является наша совесть. Мы идём от себя к людям, а не от них к себе.»

11. «Мы, публицисты и критики, - продолжает Белинский перед смущённым Достоевским, - только рассуждаем, мы словами стараемся разъяснить это, а вы, художник, одною чертою, разом, в образе выставляете самую суть, чтобы ощущать можно было рукой, чтобы самому нерассуждающему читателю стало вдруг всё понятно.»

12. Гёте: «Вообще для моих больших работ, да и для моих маленьких стихотворений, имеет значение то, что все они порождены более или менее значительным случаем, непосредственным созерцанием какого-либо предмета, поэтому, как бы ни различны они были между собою, они сходны в одном: даже при совсем внешних, обыкновенных обстоятельствах передо мной мелькало нечто общее, сокровенное, более высокое».

13. Густав Флобер: «Испытываю непреодолимое отвращение, когда переносится на бумагу то, что я ношу в своём сердце. Я считаю даже, что романист не имеет право высказывать своё мнение по поводу чего бы то ни было. Разве Господь Бог говорил когда-нибудь Своё мнение?»

14. Счастье менее продуктивно, чем несчастье… Несчастье сильнее потрясает, дольше продолжается, и формы его проявления более многообразны, поэтому, с чисто человеческой точки зрения оно нас интересует больше, чем счастье. … Так и Ламартин, говоря о безмолвии и бесплодности счастья, раскрывает источник своих песен:

«На этой несчастной земле…
Лира дана нам лишь для того,
Чтобы смягчить наши страдания.
В каждой песне звучат
Лишь сожаления и неутолённые желания,
А струна счастья безмолвствует.»

15. Ламартин: «Я не был автором… поэзия не была моим занятием. Я к другому стремился… Петь не значит жить, это значит отдыхать или успокаивать себя своим собственным голосом»

16. «Любительским» является в поэзии черта искренности, настоящая необходимость в сравнении с обычным и непрерывным «творчеством» профессиональных» писателей, которые пишут поэтому – без важного повода – много лишних и слабых вещей.

17. Ламартин: «Надо употребить на что-нибудь другое этот излишек сил, который бы мог превратиться в мучительную меланхолию, в отчаяние и безумие, если он не будет превращён в стихи или прозу. Пусть будет благословен тот, кто выдумал письменность, этот разговор человека с собственной мыслью, это средство снятия бремени с его души. Он предотвратил не одно самоубийство.»

18. Геббель: «Изображение убивает изображаемое прежде всего у самого создателя. Который топчет ногами то, что его мучило, а потом у того, кто вкушает произведение.»

19. Отто Людвиг: «Если не изложу сюжет на бумаге, я уверен, что он будет стоить мне жизни.»

 

Hosted by uCoz