ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА – Михаил Арнаудов (цитаты, выписки)


Это – начало публикации избранных цитат и отрывков из фундаментального труда болгарского академика о творчестве. Будет очень длинное продолжение чудесно собранных им слов гениев и не только:-).

1. Гёте на вопрос когда и где появляется национальный классический писатель, он … отвечает: «Когда в образе мысли своих соотечественников он не видит недостатка в величии, равно как и в чувствах недостатка в глубине, а в их поступках – в силе воли и последовательности; когда он сам проникнутый нацональным духом, чувствует в себе благодаря врождённому гению способность сочувствовать прошедшему и настоящему; когда он застаёт свой народ на высоком уровне культуры и его собственное просвещение ему даётся легко; когда он имеет перед собой много собранного материала, совершенных и несоверщенных попыток своих предшественников, и когда внешние и внутренние обстоятельства сочетаются так, что ему не приходится дорого платить за своё учение и уже в лучшие годы своей жизни он может обозреть и построить большое произведение, подчинить его единому замыслу.»

2. Настоящий поэт, «одарённый небом, хранящий в груди своей непрестанно самоумножающееся сокровище», переживающий в себе «всю скорбь и все радости судеб человеческих», шествующий с чувствительной и легко возбудимой душой», «словно движущееся Солнце … от ночи ко дню», и бодрствуя, переживающий «сон жизни», в то время, как другие грезят наяву, такой поэт, избавленный от заблуждений выводить, как многие любители, из своих желаний ошибочные заключения о своих силах и способный создавать самое лучшее в своём искуссстве, по мнению Гете, «одновременно учитель, провидец, друг богов и людей…»

3. «Великими душами являются не те, которые имеют меньше страстей и больше добродетелей, чем остальные люди, а только те, которые имеют более великие планы» (Ларошфуко)

4. Гоголь: «Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства»

5. Всякое значительное художественное творчество предполагает не только свободную игру воображения, но и максимум духовных сил, чтобы зафиксировать возникающее произведение согласно всем интуитивно схваченным законам искусства. Как бы мог художник стать толкователем мыслей и желаний своих современников, если он не поднялся над всеми внутренними ограничениями и над всем хаотическим в самом себе?

6. Твёрдость духа и нормальная логика являются непоколебимым началом творческих движений.

7. Пуанкаре: «Открыть – значит выбрать.» … этим подчёркнуто значение, которое имеет порой бессознательное устранение всего лишнего в ассоциациях, когда умом владеет один центральный образ, одна руководящая мысль.

8. Гете: «Я оставляю предметы спокойно действовать на меня, наблюдаю после этого действие и стараюсь передать его верно и неподдельно. Здесь вся тайна того, что любят называть гениальностью.»

9. Гельвеций: «Гений является ничем иным, как продолженным вниманием.»

10. Бергсон: «Интуицией мы называем тот род интеллектуального вникания, в силу которого мы переносимся в сущность предмета , чтобы найти единственное и невыразимое в нём.»

11. О Данте: «Оригинальность его поэтического гения обязана в значительной степени силе его зрительных впечатлений, как и их правде и их тонкости.»

12. Бальзак: «Я отличаюсь большой способностью наблюдать, посколько невольно прошёл через все возможные профессии. Позже, когда я достиг более высоких слоёв общества, я страдал отовсюду, откуда может прийти страдание, а известно, что только непризнанные и и бедные души умеют наблюдать, так как всё их ранит и так как наблюдательность есть результат страдания.»

13. Гонкур: «Смотрите на мужчин, женщин, на салоны, улицы, изучайте постоянно людей и вещи вдали от книг, вот чтение современного писателя…»

14. Гете: «Наивысшее, чего может достичь человек, - это осознать свои собственные намерения и мысли, познать самого себя; это указывает ему путь и к правильному познанию других душ.»

15. Гете: «Если завершене моего произведения будет по прежнему протекать под теми же созвездиями, мне придётся в течение этого года влюбиться влюбиться в принцессу, чтобы написать «Тассо», и продать душу дьяволу, чтобы закончить «Фауста», хотя я ни к тому, ни к другому не испытываю большой охоты. Потому, что до сих пор было именно так.»

16. Байрон: «Я не могу ни о чём писать, не убедившись в этом предварительно личным опытом, не имея действительного основания.»

17. Гоголь: «Вновь опускаю Вас на дно души до нового пробуждения, когда вы исторгнетесь с большею силою.»

18. Гейбель: «Несколько месяцев чувствую себя сносно и пишу стихи, потому что внезапно ожили и нахлынули на меня мои старые греческие воспоминания двадцатилетней давности.»

19. Казанжиев: «Схематический характер представления облегчает работу художника, тогда как полнота восприятий всегда затрудняет её. По этой причине художник всегда схематизирует, и чем удачнее, тем лучше.»

20. Пюви де Шамани: «Наблюдение на самом месте, мне кажется, ослабило бы впечатление и помешало бы мне найти после в своей памяти что-либо другое, кроме как несовершенную, неясную и бездушную картину.»

21. Против возможного забвения виденного, слышанного, замеченного … у писателя есть одно верное средство – это дневники …

 

Hosted by uCoz