07.01.2005 Део’ника, воздержание, «Я вас любил…», вдохновение versus жизнь...

1. Деоника [гр. долг, долженствование] – наряду с лирикой, эпосом и драмой, четвёртый основной род художественной литературы; то, чему дoлжно быть. Высшая умопостигаемая реальность, норма, к которой необходимо стремиться, идеальный образ, преображённое естество.


2. При воздержании люди сохраняют ценную внутреннюю энергию и испытывают духовный и интеллектуальный подъем


3. Для поэта радость жизни — причина веры, для святого — скорее плод. А главная разница между ними — вот в этом чувстве чудесной зависимости: для поэта оно подобно молнии, для святого — яркому дневному свету. Если человек в особом, мистическом смысле находится по ту сторону вещей, он видит, как выходят они из Божьего лона, словно дети из теплого дома, а не просто встречает их, как все мы, на путях мира сего. (Честертон)


4. Когда мы говорим, что поэт воспевает всякую тварь, мы просто имеем в виду, что он воспевает всё. Но мистик действительно воспевает тварь — то, что сотворено; он воспевает сам переход от небытия к бытию. Проходя через миг, где нет ничего, кроме Бога, мистик видит то безначальное начало, когда действительно так и было. Он не только ценит всё – он ценит ничто, из которого все создано. Он один способен вынести сокрушительную насмешку книги Иова, ибо он был там, где Бог полагал основания земли, где ликовали утренние звезды и сыны Божии восклицали от радости. (Честертон)


5. Даже "Я вас любил..." - и то, выясняется, сочинение какого-то француза, с которым Пушкин не захотел разделить посмертную славу этого стихотворения, хотя при жизни и разделил поэтическое состояние безответной любви. Если вчитаться в этот поэтический перл, то ничего, кроме поэтического состояния и грамматики в нем не найдешь, никакой силы самобытного творчества, фантазии, воображения, глубины. Пушкин был мастер таких сочинений средней руки, к которым каждый может приложить и свою руку - и расписаться как под выражением своего состояния.


6. По мнению Паскаля, "лучшими книгами являются те, читая которые каждый полагает, что мог бы написать их сам".


7. И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье". Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а одержание. Правильный не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности. (С.С.Аверинцев)


 8. Как отмечает С. С. Аверинцев, «литературное слово евангельских текстов, тоже очень простое и необработанное, есть по своей внутренней установке обрядовое слово, словесное «действо», «таинство». Оно предполагает скорее заучивание наизусть, ритмическое и распевное произнесение и замедленное вникание в отдельные единицы текста, чем обычное для нас читательское восприятие»".

 
 

Hosted by uCoz